ПРАВОСЛАВИЕ.ИНФО

ПРАВОСЛАВИЕ.ИНФО

миссионерский журнал о православной вере


15-09-2015, 01:20

О бесчинных воплях в храмах


О бесчинных воплях в храмахСогласно Правилу 15 Лаодикийского Собора, «Кроме певцев, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым пети в церкви» (Ап. 26; I всел. 16; трул. 4, 33, 75; VII всел. 14; лаод. 59; карф. 103).
 
С самых первых времен церкви в ней существовали определенные певцы (ψάλται, cantores, ап. 26), получавшие посвящение от епископа и, как таковые, принадлежавшие к клиру, вследствие чего они включены были в список церковнослужителей (εν τψ κανόνι), почему их и называют каноническими певцами (κανονικοί ψάλται, canonici cantores). Эти певцы имели право стоять на амвоне и петь в церкви предписанные песнопения по книге (από διφθέρας, кожаная книга, 2 Тим. 4:13), содержащей в себе все, что поется во время церковных служб (лаод. 59; карф. 103). Повидимому, это право канонических певцов присвоивали себе люди, не имевшие на то никакого полномочия. В намерении сохранить в церкви во всем необходимое благочиние и порядок (ευταξίαν), лаодикийские отцы, хотя и не воспрещают данным своим правилом народу петь в церкви божественные песнопения, но воспрещают, чтобы народ делал это сам...

Несмотря на это, в храме находятся люди, желающие в унисон, как им кажется, «попеть» с клиросом или «поговорить» с чтецами.

Человек, с воодушевлением мурлыкающий себе под нос слова из Богослужебных песнопений, кажется себе, вероятно великим знатоком происходящего в храме, однако редко кто из певунов задумывается, что крайне мешает своим «вокальным» искусством стоящим с ним рядом и молящимся людям. Желая выделиться и показать свои знания, такие люди служат источником искушений окружающим верующим, которые, как правило, не менее сведущие в Православном песнопении, однако не выносят эти знания наружу.

«Душевное спокойствие и сладость, чувствуемые нами по временам в храме Божием, при стройном пении певчих и внятном чтении чтеца и священнослужителей, есть задаток нам той бесконечной сладости, которую будут ощущать в себе вечно созерцающие неизреченную доброту лица Божия. Надо ревновать о стройном пении и внятном чтении», - говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский.

О каком душевном спокойствии может идти речь, слушая церковный хор, когда ему со всех сторон вторит разношерстное мурлыкание доморощеных певунов. И пусть кто-то из них является поистине великим музыкантом, солирующим в каком-либо храме на клиросе или в концертном зале, но его «исполнение» духовной музыки в ненадлежащем месте и без благословения выглядит весьма дико.

Есть, правда, несколько мест в Богослужении, когда предусмотрено совместное пение всех прихожан, присутствующих в храме. Например, во время Божественной литургии все вместе поют «Символ Веры» и «Отче наш», во время Пасхальных Богослужений также есть отрывки для общего исполнения, во время Воскресной утрени - вся Церковь поет «Воскресение Христово видевше». Также в ряде случаев в большие праздники все верующие вместе поют величание Господу, Богородице или тому святому, чей день памяти отмечается. Вот тогда возникает еще один неловкий момент: в храме, бывает, находится человек, который во время всеобщего пения вдруг решает показать свои вокальные данные путем перекрикивания всех рядом стоящих. Воодушевлению  таких «певунов» нет предела, и их радостные вопли звонко разносятся по всей  церкви.

Вот что об этом говорится в 75 правиле VI Вселенского Константинопольского собора: 

«Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика и не вводили ни чего несообразного Церкви: но с великим вниманием приносили псалмопения Богу, назирающему сокровенное».

Типикон, Глава 28. О безчинных воплех:

Безчинный вопль поющих в церкви, не прияти того к церковному пению. Такоже и прилагаяй к церковному пению, не приятен есть: да извергутся сана своего, и паки в церкви да не поют. Подобает бо пети благочинно, и согласно возсылати владыце всех и господу славу, яко едиными усты от сердец своих: преслушающии же сия вечней муце повинни суть, яко не повинуются святых отец преданию и правилом.

Давайте, дорогие, научимся с любовью и уважением относится к рядом стоящим людям в храме и своими неуместными звуками не будем мешать и досаждать им.




Copyright © 2010 Православие.инфо - Православная Церковь