ПРАВОСЛАВИЕ.ИНФО

ПРАВОСЛАВИЕ.ИНФО

миссионерский журнал о православной вере


5-07-2018, 00:07

Как вести себя в храме Божием


Как вести себя в храме Божием...Мы ходим в церковь не для того только,
чтобы побывать здесь, 
но чтобы вынести отсюда великую и духовную пользу...

Святитель Иоанн Златоуст


Почему святые отцы призывали ходить в храм как можно чаще? Почему наставляли верующих не просто посещать это место, но и пребывать там в благоговении, внимании и молитве? «Вошедши в дом Божий, не будем парить умом; напротив того, внутренний человек наш да займется созерцанием и молитвою», - преподобный Ефрем Сирин. 

Храм - это дом Господа. Об этом мы неоднократно узнаем из слов Евангелия. Например, когда родители Мария и Иосиф искали отрока Иисуса в Иерусалиме и обнаружили Его в храме, Он сказал им: «Зачем вы искали Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). Также, когда Спаситель выгонял торговцев из храма, их волов и коров, сделав бич из веревки; рассыпал деньги у меновщиков, а столы их опрокинул; говорил: «Возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин.2:13-25) 

Как же церковный этикет предписывает вести себя в храме, который, как мы теперь уже знаем, является Божиим домом?

Еще до того, как войдем в двери храма, на пути к нему, следует читать следующую молитву:

«Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави ми правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: яко несть в устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси, уповающии на Тя, во веки возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии Имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас».

Кроме этой молитвы, кто знает, может вспомнить тропарь, кондак и другие песнопения службы этого дня; священные события, которые празднует Церковь в данный день.

Входить в церковь надлежит тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного. Шум, разговоры, а тем более смех, при вступлении в церковь и пребывании в ней оскорбляют святость храма Божия и величие обитающего в нем Бога.

Перед дверьми храма следует осенить себя крестным знамением с поклоном, то же самое надо сделать и войдя в храм. Потом верующие вначале подходят, чтобы приложиться к праздничной иконе, которая находится на аналое в центре храма, и поставить возле нее свечки; затем к остальным. Все это делается молча, пока не началось Богослужение. После начала службы хождение по храму без особой надобности запрещено, также, как и разговоры, тем более по мобильному телефону.

По древнему обычаю мужчинам принято становиться в храме на правой стороне, а женщинам – на левой.

Служба церковная совершается со многими великими и малыми поклонами. Поклоны надо совершать не спеша; после того, как осеним себя крестным знамением, а не одновременно. Крестное знамение должно изображать на себе правильно, соединив вместе три первых перста правой руки в знак того, что Бог есть Троица Единая и Равночестная, а остальные два перста сложив и пригнув к ладони в ознаменование того, что Иисус Христос есть Бог и Человек, сошедший на землю нашего ради спасения. Сложенную таким образом десницу (правую руку) следует полагать сначала на чело, чтобы просветил Господь ум наш, затем на чрево, дабы укротил воюющую на дух плоть, а после на правое и левое плечи – для освящения нашей деятельности. Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием не когда кому придёт в голову, а своевременно, то есть именно тогда, когда это указано. Поклоны и коленопреклонения следует совершать по окончании каждого краткого прошения или молитвословия, а не во время его исполнения.

При всех службах, на всяком «Приидите, поклонимся…», на «Святый Боже…», на троекратном «Аллилуия» и на «Буди Имя Господне…» полагаются по три поясных поклона. На всех ектениях церковных служб на каждое прошение, мысленно вознося молитву к Богу, следует осенять себя крестным знамением с поклоном при возглашениях: «Господи, помилуй…» или «Подай, Господи…». После «Честнейшую Херувим…» и пред «Именем Господним благослови, Отче» всегда полагается глубокий поясной поклон. При чтении акафистов на каждом кондаке или икосе полагается поясной поклон; при троекратном произнесении или пении тринадцатого кондака полагаются земные или поясные поклоны (по дню): такие же поклоны полагаются по прочтении молитвы акафиста. По «Достойно есть…» на повечерии и утрени, также и во время пения «Честнейшую…» на 9-й песни канона – поклон по дню; после стиха «Хвалим, благословим…» полагается поясной поклон. Пред и по прочтении Евангелия (на «Слава Тебе, Господи») всегда полагается один поясной поклон; на полиелее после каждого величания – по одному поясному поклону. При начале чтения или пения Символа веры, при произнесении слов: «Силою Честнаго и Животворящего Креста», при начале чтения Апостола, Евангелия и паримий положено осенять себя крестным знамением без поклона. Когда священнослужитель, преподавая мир, произносит: «Мир всем» или возглашает «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святого Духа буди со всеми вами» и хор, отвечая, поет: «И духови твоему» или «И со духом твоим», следует делать поясной поклон, без крестного знамения. Поклон полагается при всяком благословении священнослужителем всех молящихся, а также при отпусте, если он совершается без Креста. Когда же отпуст произносится священнослужителем с Крестом, которым он осеняет молящихся, то поклон следует творить с крестным знамением. 

Неблагочестивым самочинием является то, когда миряне при общем благословении священнослужителя складывают свои ладони, а затем иногда еще и целуют их.

При возглашении «Главы ваша Господеви приклоните» следует наклонять главу и стоять до окончания молитвы, произносимой священником: в это время священник молится Богу о всех, преклонивших свои главы. Когда в церкви осеняют народ Крестом, Святым Евангелием, образом или Святой Чашей, то все должны креститься, преклоняя главу. А когда осеняют свечами или благословляют рукой, или кадят народ, то не должно креститься, а только поклониться. Лишь в Светлую седмицу Святой Пасхи, когда кадит священник с Крестом в руке, то все крестятся и, отвечая на его приветствие «Христос Воскресе», говорят: «Воистину Воскресе».

Так должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и священными. Принимая благословение священника или епископа, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим.

При прикладывании ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам следует подходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, полагать два поклона пред целованием и один после целования святыни; поклоны творить по дню – земные или глубокие поясные, досязая рукой до земли. Прикладываясь к иконам Спасителя, Божией Матери и святых, не следует целовать их в лик.

На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но целовать икону полагается один раз, дабы при стечении молящихся не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме.

От Святой Пасхи до праздника Святой Троицы, от праздника Рождества Христова до праздника Крещения Господня (Святки), вообще во все Господни великие праздники поклоны земные при храмовых Богослужениях отменяются.

Детей следует обучить правилам поведения в храме с раннего детства, чтобы они своими шалостями не мешали прихожанам молиться. Если малыши еще не в состоянии спокойно находиться на службе в храме, их не надо туда приводить, чтобы не смущать никого. На причастие таких детей надо приводить после «Отче наш...»; а если в этот день священнослужитель произносит исповедь, то после исповеди.

Петь в храме на Богослужениях могут только те, кто имеет на это благословение; а не те прихожане, кого переполняют эмоции, и им тоже вдруг захотелось поголосить. Устав строго запрещает бесчинные вопли в храме. К сожалению, сегодняшние обновленцы широко используют прокатолическую практику всеобщего пения у себя на приходах; некоторые даже раздают приходящим в храм бумажки с текстами, по которым верующие должны исполнять те или иные места из службы.

Не очень хорошей привычкой является и вычитывание последование ко святому причастию во время Литургии или Всенощного бдения - ведь вместо того, чтобы слушать Богослужение, верующие судорожно пытаются быстренько прочитать текст, из которого тоже мало что понимают, т.к. не могут в полной мере сконцентрироваться на молитвах. 

Выходя из храма, вначале надо подойти приложиться к праздничной иконе, затем к остальным святыням храма. Выходя из храма, следует осенить себя крестным знамением и поклониться, поблагодарив Господа за Его милосердие, любовь и долготерпение.







Copyright © 2010 Православие.инфо - Православная Церковь