ПРАВОСЛАВИЕ.ИНФО

ПРАВОСЛАВИЕ.ИНФО

миссионерский журнал о православной вере


1-12-2017, 00:08

Вы, будучи прежде братие наши и сочлены, ныне отторгнуты от нас и отделены


Вы, будучи прежде братие наши и сочлены, ныне отторгнуты от нас и отделеныЗачитывая свой доклад на Архиерейском Соборе, который сейчас проходит в Москве, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл радостно констатировал, что в лоне Русской Православной Церкви увеличивается число... сектантских образований, именующих себя староверами!

В частности, Предстоятель РПЦ отметил, что «особое место в церковной жизни принадлежит старообрядным приходам Русской Православной Церкви, количество которых постепенно растет, как и частота архиерейских служений в них древним чином». Также он сообщим, что вовсю продолжается развитие так называемого «Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции», способствующего улучшению подготовки священно- и церковнослужителей старообрядных приходов. В этом центре, по словам Патриарха, действуют кружки по изучению знаменного пения и устава, проходят стажировку клирики, с участием других крупных приходов издается учебная и научная литература, а также молитвословы для практического употребления. Помимо этого создан уже и первый епархиальный центр древнерусской богослужебной традиции в Симбирске. «Все это способствует лучшему усвоению богатого наследия русского многовекового церковного предания», - считает Святейший Владыка.

А что думают духоносные Отцы Церкви? Кем они считали старообрядцев? Предлагаем вашему вниманию «Окружное послание старообрядцам» архиепископа Никифора (Феотокиса), из которого явственно видно, кем на самом деле являются общины старообрядце, которые холит и лелеет Святейший Патриарх Кирилл.

Всем именующим себя староверами, в Словенской и Херсонской епархии обитающим, благодати небесной и просвещения к познанию истины от Господа и Спаса нашего желаем. Рассматривая овец милосердием Божиим вверенного мне стада и по должности моей рассуждая о спасении их, вижу, что и ины овцы имам, яже не суть от двора сего, и яко и тыя ми подобает привести; и глас мой услышат, и будет, по словеси Христову, едино стадо, и един пастырь (Ин. 10:16). А что вы, именующие себя староверами, те овцы есть, которые от сего двора отлучились, известно есть и нет никакого сомнения. Но каким образом вас привести? Как в стадо паки обратить? Как склонить возмогу к тому, дабы вы мой глас услышали и более многих стад не составляли, но было бы едино истинное стадо, пасущееся на Божественной и православной пажити, пресыщающееся небесною пищею и пиющее чистое питие благочестия?

Никтоже не может приити ко Мне, рече Господь, аще не отец пославый Мя привлечет его (Ин. 6:44). Убо и вы не можете приити к свету Православия, аще благодать Божия вас не привлечет. Сего ради преклоняю колена моя ко Отцу Господа нашего Иисуса Христа (Еф. 3:14), с сокрушением сердца и многими слезами моля Его милосердие, дабы послал вам благодать Свою просвещающую и Духа привлекающего, чтобы вы мой пастырский глас и отеческое увещание услышали.

Я вижу в вас то, что апостол Павел о евреях сказал: свидетельствую бо им, яко ревность Божию имут, но не по разуму (Рим. 10:2). Евреи по ревности отвергли веру в Господа нашего Иисуса Христа, да и сам апостол Павел по ревности гнал верующих во Христа (Гал. 1:13–14); вы [же] по ревности удаляетесь Православной Христовой Церкви и православных христиан чуждаетесь. Они, мняще веру во Христа противну быти закону Моисееву, соблазнялись; вы, думая, что Церковь Российская переменила апостольские и отеческие предания, смущены и расточены стали. Но как ревность у евреев была не по разуму, так и ваша ревность истинного знания непричастна.

Я рода греческого, в Греции рожден, воспитан и священства удостоен; святейших патриархов, как то Константинопольского и Иерусалимского, и разных из первейших греческих архиереев видел и чрез многое время имел с ними обращение; с преосвященными Иверскими, с многими христианами аравлянами, далматами и булгарами о их церковном чине речь имел; с начальными иноками горы Афонской и горы Синайской, кои с великим тщанием и самые церковные обряды наблюдают, многажды разговаривал; в Валахии и Молдавии пребывая, многие книги древле читал. И сего ради свидетельствую вам пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, что ни в догматах, ни в Таинствах, ни в священных обрядах, ни в Божественном служении, ни в церковных канонах, ни в отеческих преданиях, ни в книгах церковных, ниже в учении нравственном есть какое-либо церковное различие между всеми вышеупомянутыми и россиянами, но совершенное и исправное согласие даже до иоты и точки. А все суть едино духовное тело: един Господь, едина вера, едино крещение (Еф. 4:5). Все между ними согласное и сходное, без всякой разности, так что даже удивлялся я многажды величеству промысла Божия, рассуждая, что хотя толикая разность языков, толикая отменность племен и народов православных, столь великое между ними расстояние, – однако все православные согласно и единодушно, одним и тем же образом Богу поклоняются и слово веры исповедуют. И токмо одни от всех православных разнитесь в заповедях церковных так, что даже и сами между собою имеете зело важные церковные разногласия.

Я, с немалым прилежанием исследовав, кто был первый сеятель сего раздора, кто первый отлучил вас и отторгнул от святейшей нашей общей Матери Апостольской и Православной Церкви, сыскал в соборе Киевском, что он был некто Мартин, образом монах, а родом и ересью армянин, который многие места прошел, в том числе и Рим, где, по-видимому, вкусил нечистоты и папских заблуждений. Наконец, около лета Господня 1150-го в Россию пришел и объявил себя греком православным, а притом Константинопольскому патриарху сродником. Он не токмо по разным местам насеял свои еретические догматы, но издал и книгу, которую наименовал «Истина», содержащую в себе разные ереси и суеверия, например: что едино есть во Христе естество; что тело Его с небес снизошло; что тремя перстами, то есть двумя последними и первым, креститься надлежит; дважды после псалмов должно петь «Аллилуия»; ходить надлежит посолонь в процессиях; что не должно знаменовать просфоры знамением креста; не должно почитать четвероконечного креста – и иные двадесять ересей. Но когда позван был от православных архиереев, собравшихся в Киеве, и допрошен, то все свои написанные ереси изъяснил и притом признался, что он не грек, ни православный, ни патриарший сродник, но родом и ересью армянин, и с клятвою обещал всего отрещися, кроме Армянской ереси, в которой он рожден и воспитан был. Того ради помянутые архиереи отправили его в Константинополь, к патриарху Константинопольскому Луке Хризовергу, во времена которого, то есть в 1166 году, по повелению императора Мануила Комнина собравшийся собор судил за достойно оного Мартина огню предати. О сем синоде пишет Иоанн Киннам в 6–1 книге Истории и Никита Хониат в 7-й книге Истории императора Мануила Комнина, а рукописные деяния оного собора даже до сих пор находятся в Риме в Ватиканской библиотеке, почерком преизрядным начертанные и собственноручным подписанием епископов утвержденные, как свидетельствует очевидный свидетель Аллатий в своей книге, нарицаемой «Беспрерывное Восточной и Западной Церкви согласие». После сего льстеца были еще в Сибири в 1660 году ваши главные три учителя раскольнические, их же имена: Иосиф Астомен, армянин же, Иаков Лепихин и лжемонах Авраам Венгерский, родом жидовин, из коих первый и последний между прочими нелепостями противу естества и разума учили страшный и Богу прегнусный грех делать, то есть учили ужасному и богоненавистному самого себя сожиганию. Из сего следует, что вы, будучи таких учителей учениками, не можете быть единодушны и согласны в вашем благочестии и обрядах, но противны и разногласны, подобно как строители столпа Вавилонского, составляющие разные толки. Напротив того, православные христиане по Спасителе нашем и апостолах имеют у себя наставников и учителей, мужей апостольских, ученейших и святейших, каковы суть: великий Афанасий, небоявленный Василий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и прочие, – учением и святостью сим подобные и от вас самих почитаемые, и суть все между собою согласны и единодушны, едино и тожде о благочестии помышляя и церковного раздора никакого не имея.

Между тем и то рассуждаю, что в самом начале первого Спасительного века православные христиане всегда имели училища, учителей, наставников и толкователей Писания и других мужей ученых, что особливо явствует из школы Катехической Александрийской, в которой процветали мужи преславные, как то: апостольский (муж) Пантен, Климент Александрийский и прочие. Ибо знали христиане, коль велика состоит нужда в науке, чтобы проповедовать веру, побеждать язычников и нечестивых, сопротивляться обаяющим еретическим доводам, ведая, что и Сам Господь Бог наш проповедников Своей святейшей христианской веры в день Пятидесятницы, через излияние благодати Духа Святого, благоволил украсить и укрепить дарованием премудрости, и слыша божественного Павла, повелевающего сугубой чести сподоблять пресвитеров, паче же труждающихся в слове и учении (1Тим. 5:17), и говорящего, что Священное Писание может умудрить во спасение (2Тим. 3:15). Сего ради толикое было между христианами множество ученых мужей, что римский император Юлиан Отступник, будучи тронут завистью, запретил христианам не только иметь училища, но ниже приходить в оные. Почему святой Григорий Богослов, рассуждая о вреде, могущем оттуда Церкви последовать, в обличительной своей речи на сего царя лукавную оную пронырливость и хитрую вероломность сильно укорил.

Вы же не имеете ни училищ, ни книг, ни учителей, ни мужей ученых и искусных; следовательно, не ведаете свойственного толка Писаний, силы закона Божия, догматов и истинного богословия, правил Вселенских и Поместных Соборов, установлений святых отцов, толков разных еретиков, церковных историй и всего того, что просветить может человека к различению истинного благочестия от несправедливого иноверия. Напротив того, православные христиане во всех вышеописанных как с самого начала, так и ныне преизобилуют.

К сему прибавить можно и то, что вы не имеете ни церкви, разве какой неизвестной и потаенной; ни священника, кроме какого-либо вероломного отступника, который или по бесконечной своей злости, или отлученный за злодеяния, бежавши от Православной Церкви, сыскал у вас прибежище; ниже святого мира, разве частичку украденного, по большей части сомнительного и за великие деньги вами купленного; ниже архиерейского благословения, ни проповедования слова Божия; но всех сих духовных даров и благодати остаетесь лишены. И вы имеете глад не в хлебе, но в слове Божием, по словам пророка Амоса (Ам. 8:11). Православные же христиане не токмо бесчисленные, преукрашенные и великолепнейшие церкви имеют, но и все степени священства, весь монашеский чин, всех Таинств священнослужения, всякой благодати и Божественных даров преизобильное подаяние, Слово же Божие беспрерывно у них чтется, и слышится, и проповедуется.

Отсюда явствует:

1. Что сатана, который под видом змия обманул праматерь нашу, тот самый ваших предков под видом ревности обольстил, притом с таким различием, что он праматери сказал: приступи и вкуси плода, и будеши бессмертною (Быт. 3, 3–5); а вашим предкам внушил, чтобы они, желая спастись, не приближались, но бегали бы Церкви Православной. Тот самый, который и во Ангела светла преображается (2Кор. 11, 14), предков ваших от сообщения с православными под видом наблюдения «старой веры» отлучил, подобно как и евреев под видом почтения к закону Моисееву от веры в Господа нашего Иисуса Христа отчуждил.

2. Что, кроме самих дел вопиющих, имеете мое свидетельство, клятвою утвержденное, которое доказывает, что между Российскою и всех православных христиан Церковью нет никакого различия. Из сего сами вы признать можете, что ревность ваша не по разуму.

3. Что такие были учители и наставники вашей секты, которых одно воспоминание приводит в стыд и срам, потому что они были армяне, да евреи, кои, сыскавши простаков – предков ваших, обольстили оных и, от прямого пути отведши, в ров погибели привели, советуя им почитать добродетелями такие дела, какие прежде творили нечестивые язычники, сынов и дочерей своих для благоугождения богам своим сожигавшие.

4. Что истину веры евангельской и предания апостольские одна Православная Церковь проповедует и тщательно соблюдает. Ибо истина едина, а ложь многоразличная быть может. Мы видим, что все православные христиане во всей вселенной едино и то же имеют благочестие и обычай и едино духовное тело, по молению Господа нашего Иисуса Христа: да будут едино, якоже Мы едино есма (Ин. 17:22). А у нас различные суть мнения, несогласия и толки и не только в учении нравственном, но и в самих действиях, к Таинствам относящихся.

5. Что не только не понимаете разума Священного Писания и всего, чему православные христиане веруют и что Церковь святая содержит, но и того не ведаете, чему сами веруете. Ибо кроме преданий и бабьих басней и неких невежд, целое христианское благочестие некиими ничтожными делами составлющих и ограничивающих, более у вас ничего не объясняется и не преподается. Когда все вы должны быть наученными, по евангельской заповеди (Ин. 6,45), то в самом деле нет между вами ни наученного, ни в церковном учении искусного.

6. Наконец, явствует (хотя сие не производит в вас никакого к печали и соболезнованию чувствования, однако во мне, получившем от Бога благоволение вас пасти и души ваши исправлять, рождает несказанную болезнь и сердечные воздыхания, принуждает проливать горькие слезы), что вы, будучи прежде братие наши и сочлены, ныне отторгнуты от нас и отделены. Прежде изобиловали Божественными дарованиями, а ныне удалены от всей Божественной благодати, алчущие слова Божия, жаждущие Таинств, лишенные священства, бедствующие в отпущении грехов и недостаток терпящие в благословении архиерейском. Прежде вы, будучи с нами согласны и братие наши, любовь и почтение от всех имели, а ныне почитаетесь как несогласные и отделенные, и раскольники и отступники презираемы есте. О вас то же самое можно сказать, что Господь о некотором книжнике сказал: не далече еси от Царствия Божия (Мк. 12:34). Ибо когда вы Таинства православных почитаете, к епископам и священникам православным честь имеете, то для чего и к Церкви, где Таинства совершаются, где также и епископы и священники посвящаемы бывают, присоединиться не желаете? Для чего учения пастырского бегаете? Для чего к отцам духовным истинной Православной Церкви приходить не хотите? Едина есть святая, истинная и апостольская Церковь. Она начало свое имеет во святом Сионе. Первый ее основатель – Сын Божий, строители – божественные апостолы, украсители – святые отцы. Она есть истинная и единая невеста Иисуса Христа, чистая и непорочная, такова же и ныне, какова была в самом начале, ибо врата адова не одолеют ей (Мф. 16:18), по непременному Господа нашего изречению. В ней единой, как во святой и духовной сени, все древние правые верования и догматы и все предания апостольские неврежденны и непременны содержаться и сохраняются. В ней, единой Православной Церкви, есть источник спасения вечного и неиссыхающие потоки всех даров Духа Святаго. Сего ради, чадца (глаголю бо вам словами божественного Павла), имиже паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас (Гал. 4:19), придите, отеческим и пастырским гласом вас призываю: придите, обратитеся ко Мне, глаголет Господь сил, и обращуся к вам, глаголет Господь сил (Зах. 1:3); приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся (Пс. 33:6). Се, отверзаю вам врата церковные, уготовляю святилище, предлагаю Тайны, обещаю духовную благодать и пастырское благословение. Приидите, я имею отверстые обътия, да обниму вас с отеческим сердцем в веселии духа; ожидаю вас – не отлагайте времени обращения под различными видами, ниже начальникам вашим, буде они вас воспрепятствуют, повинуйтеся. Ибо они, о собственных прибытках, пользе и тщетной славе стараясь, не хотят попустить, чтобы вы к свету Православия приступили. Обратитеся без отлагательства к святой Матери нашей Церкви. А я, не косня, после вашего обращения, как сынов возлюбленных восприиму, как уды Христовы облобыжу, прочим православным братиям присоединю, священников вам определю, церкви иметь дозволю; а что еще более, все священники будут вам скоры, чтобы совершать священная, и все церкви вам отверсты, а, наконец, будете от всех православных христиан любимцы и почитаемы, от меня всегда защищаемы и одобряемы, от Бога милосердого возлюблены и его благодатию обогощаемы. Приидите убо, приступите – сей глас смиренного вашего пастыря и архиерея вы должны разуметь не так, как глас человеческий, но как глас всемогущего Бога, которым он вас зовет, как некогда с небес Павла – первее гонителя Церкви, а потом апостола языков – призвав. Сей глас, мною произнесенный, мою исполняет должность, а вами услышанный, дарует вечное спасение. Но как я, если бы такого гласа не произнес, должен бы был Богу Судии в страшный оный день, в который все будем судимы, дать ответ, так и вы должны будете за оное отвечать, когда явимся пред страшный Его Престол. Посему вы сие моего пастырского гласа отеческое призывание слушать должны, а не презирать. Ибо, если вы оное услышите, услышите Бога, по слову Единородного Его Сына: Слушаяй вас, Мене слушает, и отметаяйся вас, Мене отметается, отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя (Лк. 10:16).




Copyright © 2010 Православие.инфо - Православная Церковь