ПРАВОСЛАВИЕ.ИНФО

ПРАВОСЛАВИЕ.ИНФО

миссионерский журнал о православной вере


27-09-2012, 00:14

Воздвижение Креста Господня и 1605-летие преставления Учителя Вселенского Иоанна Златоуста


Воздвижение Креста Господня и 1605-летие преставления Учителя Вселенского Иоанна Златоуста Что только не делали римские императоры-язычники для того, чтобы полностью уничтожить навсегда воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос! Например, император Адриан, правивший с 117 года по 138 год, попытался засыпать землей Голгофу и Гроб Господень. На полученном  холме было поставлено капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. Здесь триста лет совершались идольские жертвоприношения. Но в конце концов, Промыслом Божиим эти великие христианские святыни - Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами, и их открыли для всеобщего поклонения. Событие произошло при равноапостольном императоре Константине Великом, который был первым римским императором, прекратившем гонения на христиан.

Святой равноапостольный Константин Великий был императором в 306-337 годах. Взошёл он на престол после победы в 312 году над Максентием Ликинием, которые разделяли между собой власть над Западной и Восточной часями Римской империи. В 313 году Константин Великий издал Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. Однако, Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, фактически же продолжал гонения на христиан. И только в 323 году, после его окончательного поражения, указ 313 года распространился и на Восточную часть империи.

Равноапостольный император Константин, одержав с помощью Божией победу над врагами, увидел на небе Божие знамение - Крест с надписью «Сим победиши». Тогда он горячо возжелал отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Император направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену, с письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Увидев в Иерусалиме языческие капища и идольские статуи, царица повелела их уничтожить.

Прошло много времени в поисках Животворящего Креста. Святая Елена расспрашивала многих христиан и иудеев, но всё было напрасно, пока ей не указали на одного старого еврея по имени Иуда. Он-то и который сообщил, что Крест зарыт под капищем Венеры. Когда языческое капище было разрушено, на его месте совершили молитву и начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и  три креста, на одном из которых была дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, а также четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа.

Чудо воскрешения покойника, на которого Патриарх Макарий возложил один из крестов, помогло определить на котором из них был распят Господь наш Иисус Христос. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, которые в бесчисленном множестве пришли поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, с возгласом: "Господи, помилуй!", стал благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году.

При обретении Животворящего Креста совершилось много чудес. Например, одна тяжело больная женщина, при осенении ее Святым Крестом, сразу исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника он принял мученическую смерть за Христа. Святая царица Елена в память о земной жизни Спасителя, основала более 80 храмов. Эти храмы были были воздвигнуты в Вифлееме - месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения.

В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Строительство храма велось почти 10 лет. К сожалению, святая Елена не дожила до освящения храма 8 лет. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним. В царствование Византийского императора Фоки персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим, а также увез в плен Животворящий Крест Господень и Святого Патриарха Захарию. Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии, который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с сыном последнего, Сироесом, христианам была возвращена их святыня - Крест Господень.

Великие торжества ознаменовали перенесение в Иерусалим Животворящего Креста. Сам император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел, освобождённый также из плена, Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, случилось ещё одно чудо: император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю происходящее так: ему преграждает путь Ангел Господень, потому что Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничиженном виде. Выслушав патриарха, император Ираклий снял венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм.

В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский говорит: «Крест воздвигается, и все верные стекаются, крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество».

 

Преставление святителя Иоанна Златоуста
Святитель Иоанн Златоуст скончался 14 сентября 407 года, но, ради праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня, память святителя перенесена на 13 ноября. 27 января совершается память перенесения святых мощей святителя Иоанна Златоуста из Коман в Константинополь и 30 января - празднование Собору трех Вселенских Учителей и Святителей.

Творения Иоанна Златоуста еще в IV и V вв. приобрели большую известность во всем христианском мире; они хранились, как драгоценность, в царских чертогах и писались золотыми буквами. До нашего времени многие из его творений не дошли; тем не менее их сохранилось столько, сколько не осталось ни от одного Отца и учителя Церкви. По греческому часослову всех творений Иоанна Златоуста, дошедших до нашего времени, насчитывается до 1447 и писем до 244. Больше всего осталось от Иоанна Златоуста проповедей и церковных бесед. Проповеди святого Иоанна поражают своею стройностью, глубиною мысли и разнообразием содержания. В них Иоанн Златоуст предлагал наставления почти о всех частных предметах деятельности христианской. Сверх того, в продолжение всего своего общественного служения свт. Иоанн объяснял в беседах Священное Писание. Собственно догматических сочинений Златоустого немного, и все они дышат заботливостью его о нравственном состоянии верующих. В сочинении против иудеев и язычников доказывается Божественность учения христианского исполнением пророчеств и действиями христианского благовестия на сердца людей, а в Восьми словах против иудеев он выступил против убийц Христа. «Кто не может смело сказать, что синагога есть жилище демонов?» - писал Святитель*. Известный своими творениями, свт. Иоанн Златоуст славен еще тем, что учредил особый чин Литургии, который и теперь носит его имя.

 

«Жития святых»
свт. Димитрия Ростовского

Copyright © 2010 Православие.инфо - Православная Церковь