ПРАВОСЛАВИЕ.ИНФО

ПРАВОСЛАВИЕ.ИНФО

миссионерский журнал о православной вере


4-09-2019, 00:27

О священстве


О священстве
Второй признак, по которому можно узнать истинную Церковь Божию от сект, это – то, что в Церкви Христовой есть то устройство, тот порядок, который заведен однажды Христом Спасителем – Главою Церкви. Это устройство, этот порядок, должен быть неизменным. Подтверждает это и слово Божие, и история.

В Церкви много верующих, но не все имеют одинаковое место и значение, как в теле много членов, но у всех особое назначение: Рим. 12, 4–15; 1Кор. 12 гл.

Как всегда в истинной религии, и в Церкви Христовой, одни руководят, а другие учатся от руководителей. В Ветхом Завете истина открывалась: патриархам, первосвященникам и пророкам, а они народу передавали. Похожий порядок и в Новом Завете.

Пророчества о новозаветном священстве:

«...вот приду собрать все народы... из них также буду брать в священники и левиты» (Ис. 66, 18–22).

«дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием» (Иер. 3, 14–15).

Спаситель приготовляет священство новое еще до основания Церкви. Избрание и приближение не всех уверовавших: «Многие уверовали во имя Его, но Сам Иисус не вверял Себя им» (Иоан. 2, 24).

Избрание 12-ти:

«позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь»...(Марк. 3, 13–14).

Отпадение многих уверовавших при речи о хлебе жизни:

«тогда многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним», кроме 12 ти (Иоан. 6, 66–67).

Преимущественное научение 12-ти:

народу «многими притчами» говорил, «а ученикам наедине изъяснял все» (Марк. 4, 33–34).

Посольство на проповедь, как проба:

«Сих двенадцать послал Иисус» (Матф. 10, 5–7).

Три года преимущественного научения Апостолов и при земной жизни, и после Воскресения:

«в продолжение сорока дней являясь и говоря о Царстви Божием» (Деян. 1,3).

Последнее поручение устроения Церкви на земле:

1) «идите научите все народы». Этим поручается Апостолам проповедь (Матф. 28, 18–20)

2) «Крестя их во имя Отца, и Сына, и Св. Духа»; этим Апостолам поручается присоединение к Церкви и священнодействие.

3) «уча их соблюдать все, что Я повелел вам, Апостолам»; этим поручается управление Церковью.

4) «се, Я с вами во все дни до скончания века» – все выше-сказанное поручается Апостолам (см. 28, 16), к которым и речь была, и не им только, но и преемникам их, потому что Господь знал о недолговечной жизни Апостолов на земле и когда обещает пребывать с устроителями Церкви «во вся веки», то разумеет преемственное непрерывное священноначалие.

Поручение проповеди и устроения Церкви только Апостолам и их преемникам:

речь одиннадцати (Матф. 28, 16).

«явился одиннадцати» и послал их (Марк. 16, 14–15).

Так и Апостолы понимали, избравши вместо Иуды Матфия, а не предоставили всем христианам быть Апостолами, как у сектантов:

От сошествия Св. Духа Церковь Христова началась и стала – шириться. Появилась необходимость преемников и заместителей (Деян. 1, 20–26, 47).

Поставление их чрез руковозложение, хиротонию»:

Тимофей поставлен «с возложением рук священства» (1Тим. 4, 14).

Тимофей поставлял других, но должен был поставлять разборчиво: «рук ни на кого не возлагай поспешно» (1Тим. 5, 22).

«рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14, 23).

Через рукоположение дается именно дар священника:

«напоминаю тебе возгревать дар Божий. который в тебе через мое рукоположение» (2Тим. 1, 6).

«Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1Тим. 4,14).

По сему и сказано о священстве:

«Дух Святой поставил вас» (Деян. 20, 28).

Степеней священства три: епископы, пресвитеры и диаконы:

епископы (апостолы) и пресвитеры (Деян. 15, 23).

епископы и диаконы (Фил. 1, 1).

епископы и диаконы (1Тим. 3 гл.).

Епископа поставляют несколько епископов:

«с возложением рук священства», то есть «епископов» - так в древних переводах (Эфиопском, так же Златоуст, Феодорит, все отцы) (1Тим. 4, 14).

Апостольское правило 1-е: «епископа да поставляют два или три епископа».

Пресвитеров и диаконов поставляет один епископ:

«рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви» (Деян. 14, 23).

«и поставил по всем городам пресвитеров» (Тит. 1, 5).

«рук ни на кого не возлагай поспешно» (1Тим. 5, 22).

Правило апостольское 2-е: «пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет един епископ».

Священноначалие установлено не от людей, но от Бога:

«Он (Христос) поставил одних Апостолами... иных пастырями и учителями» (Ефес. 4,11–13).

«И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в третьих, учителями... Все-ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» (1Кор. 12, 28–29).

«Дух Святой поставил вас» (Деян. 20, 28).

Самочинное священство не возможно:

«никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр. 5, 4).

«не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Апостолов) и поставил вас»... (Иоан. 15, 16).

все поручено Апостолам только и их преемникам (Матф. 28, 16 20; Марк. 16, 14).

«Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?»... (1Кор. 12, 29).

Священноначалие поставляется не общиною, но непрерывно от благодатных, Апостолов и Христа:

«с возложением рук священства», а не общины (1Тим. 4, 14).

епископ Тимофей поставляет, а не община (1Тим. 5. 22).

дар Божий чрез апостольское рукоположение, а не от общины (2Тим. 1, 6).

Ап. Павел поручает поставить пресвитеров «по всем городам» еп. Титу, а не общинам (Тит. 1, 5).

Ап. Павел сам «рукополагает пресвитеров к каждой церкви», а не поручает это общинам (Деян. Н, 23).

В Иерусалиме. при поставлении диаконов хотя община выбрала некоторых, но не поставляла их, но выбранных «поставили пред Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6, 36) (VI-й Всел. Соб., пр. 16),

Дар священства -непрерывен:

Апостолам и их преемникам сказал Христос: «се, Я с вами во все дни до скончания века» (Матф. 28, 20).

Отсюда доказательство истинности православного священства – его непрерывности от Христа и Апостолов. (См. таблицу преемственности епископов в «Добром Исповедании».)

Истинное Христово священство неодоленно и не может уничтожиться:

«как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного» (Матф. 12, 29): пусть кто попробует прежде уничтожить Христа, а потом уже «расхитить» священство Его.

Апостолам и их преемникам Господь обещал: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век» (Иоан. 14, 16).

Священноначалие в Церкви учит:

Апостолам и их преемникам повелел Господь учить: «идите, научите все народы» (Матф. 28, 19).

«самим одиннадцати» (и их преемникам) Господь сказал: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие» (Марк. 16, 14–15).

Спасение, «быв сначала проповедано Господом, в вас утвердилось слышавшими от Него» (Евр. 2, 3).

«Он (Христос) поставил одних Апостолами... иных пастырями и учителями» (Ефес. 4, 11).

Самочинники не проповедуют:

«Все ли Апостолы? Все ли пророки? Всели учители?» (1Кор. 12, 29).

«Как проповедовать, если не будут посланы» (Рим. 10, 15).

«Никто сам собою не приемлет этой чести, но призванный Богом, как Аарон» (Евр. 5, 4).

Священноначалие священнодействует:

Апостолам и их преемникам Господь повелел крещением присоединять верующих к Церкви (Матф. 28, 19).

Низводить Св. Духа в таинстве Руковозложения или Миропомазания могли только Апостолы и их преемники (Деян. 8, 14–19).

Священноначалие совершает таинство Елеосвящения (Иак. 5, 14).

Священноначалие предстоятельствует в молитвах (1Фес. 5, 12).

Преломляет хлеб, то есть совершают литургию (Деян. 20, 11).

Священноначалие управляет:

Христос поручил Апостолам и их преемникам управлять верующими, «уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матф. 28, 20).

Епископы «пасут стадо Божие», то есть, значит, управляют верующими (Деян. 20, 28; 1Петр. 5, 1–6).

Ап. Павел приказывает Тимофею, чтобы он «знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого» (1Тим. 3, 15).

Священноначалие поставлено «к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» (Ефес. 4, 11–12).

Священноначалию должно повиноваться:

«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет»... (Евр. 13, 17).

«Младшие повинуйтесь пастырям» (1Петр. 5, 5).

«Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается, а отвергающийся Меня, отвергается Пославшего Меня» (Лук.10, 16).

Священноначалие должно почитать:

«Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе... и почитать их преимущественно с любовью за дело их» (1Фес. 5, 12–13).

«Достойно начальствующим пресвитерам должно воздавать сугубую честь» (1Тим. 5, 17).

Грехи пастырей не уничтожают благодати священноначалия:

Безгрешных нет; «если говорим. что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас». Только одни более грешны, а другие менее (1Иоан. 1, 8).

Иуда «был вор» (Иоан. 12, 6), но и ему, как всем Апостолам, даровал Господь благодать исцелений, и он действовал, доколе не предал Христа. И наши пастыри, хоть и грешны бывают, но священнодействуют благодатно, разве что продадут Христа, изменивши Православию. Тогда, конечно, теряют благодать, она лишь осуждает их (Матф. 10 гл.).

Каиафа был отвратительным человеком, но и чрез него Дух Святый дал откровение о смерти Христовой (Иоан. 11, 51). .Между ап. Павлом Варнавой произошел спорь, но они не лишились благодати апостольства (Деян. 15, 36–40).

Кроме, Тимофея, современные апостолу пастыри были корыстолюбивы, но из-за этого никто из первенствующих христиан не оставлял Православия, как теперь из-за корыстолюбия священников переходящие в секты (Филип. 2, 20–21).

Ап. Петр кривил душой и лицемерил, но от этого не лишился апостольства (Гал. 2, 13).

Священноначалие нельзя злословить:

Ап. Павел признал, что даже беззаконного Иудейского первосвященника нельзя злословить (Деян. 23, 5)

Ругатели священноначалия осуждаются (2Петр. 2, 9–10; Иуд. 1. 4–8)

Священноначалие содержится от паствы:

У Христа и Апостолов был ящик, в который опускали пожертвования (Иоан. 12, 6).

Многие женщины «служили Ему (Христу) имением своим» (Лук. 8, 3).

«Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим» (Гал. 6, 6).

«Вы... и раз, и два присылали мне на нужду» (Филип. 4, 16).

Доказательства, что священнодействующие питаются от святилища (1Кор. 9, 3–14).

Если на беседе не предполагается возражений сектантов, следует вести ее по всему изложенному плану. Если есть возражатели, тогда закончить положением: «Истинное Христово священство неодоленно и не может уничтожиться». Вывод сделать такой: Где нет истинного, благодатного, преемственного священства, там нет Церкви: если нет туловища, а только руки и ноги, там нет и человека. Христос – Глава, тело – Церковь; часть, дающая жизненность телу есть священноначалие. Такой порядок устроения тела Христова -Церкви – от Спасителя.

Что вы за христиане, господа сектанты, что вы отменили устройство, порядок в Церкви Христовой? Кто вам позволил поставить себя выше Христа? Неужели вы выше Апостолов, что вы отменили рукоположение апостольское? (и заменили самоизмышленным?).

Разбор возражений сектантов

Сектанты говорят: Мы по Писанию все священники и священноначалие не нужно нам (1Петр. 2, 5. 9).

Православный ответ: Эти слова Божии были сказаны в Ветхом Завете (Исх. 19, 6). Но и тогда Господь не отменял священства. Некогда бунтовщики, подобно нашим сектантам, восстали против законного священноначалия, но Господь тяжко покарал противников законного порядка: расступилась земля и пожрала их (Числ. 16 гл.). В согласии с древними бунтовщиками противятся истинному священству ныне сектанты, опираясь на Исх. 19, 6; 1Петр. 2, 9. Но забываюn они, что в том же послании 1Петр. 5, 1–5, требуется повиновение законному пастырству.

Сектанты говорят: Бунтовщики древние погибли, значит, были виноваты, а мы, слава Богу, живем, значит, неповинны.

Православный ответ: За блуд Содом и Гоморра погибли, а теперешнее блудники многие благополучествуют: неужели, посему, можно блудодействовать? Читай в ответ сектантам рассуждение о них Апостола: Иуд. 1, 7–8.

Сектанты говорят: У пророков написано: «и будут все научены Богом» (Иоан. 6, 45): не нужно нам никаких учителей священников.

Православный ответ: Мы, действительно, научены все Христом Богом, Который от Себя уже послал людей-учителей (Матф. 28, 19), и поставил Господь нам учителей (1Кор. 12, 28; Ефес, 4, 11).

Сектанты говорят: Евр. 8, 10–11: мы уже научены Богом и нам не нужно никаких учителей.

Православный ответ: Здесь говорится о благодатном возрождении христиан в крещении и прочих священнодействиях. Но этим не отменяются самые священнодействователи, учители и пастыри, ибо они самим Богом поставлены (1Кор. 12, 28; Ефес. 4, 11; 1Петр. 5, 1–5).

Сектанты говорят: 1Кор. 14, 26–31. Не нужно священноначальствующих нам, мы и сами можем назидаться по Апостолу: «когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, а один изъясняй. Если же будет истолкователь, то молчи в Церкви, а говори себе и Богу. И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться, и всем получать утешение».

Православный ответ: Здес не о священноначалии, а о чрезвычайных дарах Божиих: дар языков, пророчеств и истолкования. Верующие, незнающие иностранных языков, как и Апостолы в Пятидесятницу (Деян. 2, 4), могли говорить языками, а иные разъясняли. Были и пророки. Ничего подобного у сектантов нет: они и на русском языке ничего толком сказать не умеют, «желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают» (1Тим. 1, 7). Дары, о которых упоминается у апостола, прекратились еще в 4 веке (Злат. 34 беседа на 1Кор. 13, 8), и эти дары никогда не отменяли священноначалия, ибо в том же послании оно признается ап. Павлом: 1Кор. 12, 28–29, ср. Ефес. 4, 11.

Сектанты говорят: Иер. 10, 21; 50, 6.

Православный ответ: Здесь о ветхозаветном священноначалии, которое, хотя и не хорошо было, но существовало до Христова апостольского священства.

Сектанты говорят: Ис. 56, 10–12.

Православный ответ: Здесь о ветхозаветном священстве. И тот же пророк предвещал о новом священстве: Ис. 66, 18–22; также и прор. Иеремия 3, 14–15 и оно утверждено Спасителем: Ефес. 4, 11.

Сектанты говорят: Матф. 23, 8: православные названия священноначалия именами: «учитель», «наставник» и «отец» противоречат Св. Писанию.

Православный ответ: Матф. 28, 19. «...идите, научите все народы».

Ефес. 4, 11. «Он... поставил... иных учителями».

1Кор. 12, 28. «Иных Бог поставил в Церкви... учителями».

Евр. 13, 7, 17, «поминайте наставников», «повинуйтесь на-ставникам»...

Гал. 4, 19. «Дети мои!»

1Иоан. 2, 1. «Дети мои!»

1Кор. 4, 15. «тысячи наставников, но не много отцов; я родил вас во Христе благовествованием».

Деян. 7, 2. «Мужи братия и отцы!»

Матф. 23, 8 – должно понимать, что не может быть у людей веры другой, кроме раз переданной Христом – Православной: должно признавать лишь учение Христово, а не выдумки людские, как у сектантов. У них не Христос учитель, а зачинщики новых религий: Ник. Шторк, Фома Мюнцер, Вилльам Миллер и другие (см. 2Кор. 11, 4).

Сектанты говорят: Должно выбирать священников, как выбирались диаконы в Деян. 6 гл., а не по назначению, как у православных.

Православный ответ: Существуют два порядка: порядок избрания, как в Православном единоверии, подобный Деян. 6 гл. и порядок непосредственного избрания и поставления от епископов, по примеру Христа, избравшего 12 Апостолов (Матф. 3, 13) и по примеру Апостолов, прямо рукополагавших (Деян. 14, 22–23; Тит. 1, 5). Сила не в способе избрания, а в благодатном рукоположении, которого у сектантов нет.

Сектанты говорят: Рукоположение лишь утверждало «произведенное Церковью избрание, но отнюдь не низводило на них особой благодати... Бог нигде этого не обещал» (Бапт. 1910, №3, 18).

Православный ответ: 1Тим. 4, 14. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.

Еще: 2Тим. 1, 6. «Напоминаю тебе возгревать дар Божий который в тебе чрез мое рукоположение». Посему и говорится о священстве: Деян. 20, 28: «Дух Святой поставил вас».

Сектанты говорят: Диаконы, избранные в Иерусалимской Церкви были уже исполнены Духа Святого» (Деян. 6, 4), значит они и не нуждались в Духе Святом, будто, получаемом чрез рукоположение, а если их рукополагали, то, естественно, не думали давать благодать.

Православный ответ: Каждый христианин имеет Духа Святого от крещения и миропомазания. Если рассуждать по-сектантски, не нужно никаких священнодействий и молитв. Апостолы же рассуждали иначе, говоря: «исполняйтесь Духом назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными (Ефес: 5, 18). Под «исполнением Духом Святым» в Писании разумеется благодатная святая жизнь и совершенствование христианское, посему и сказано: ученики исполнялись радости и Духа Святого (Деян. 13, 52). Однако, кроме этого благодатствования молитвой и подвигами есть еще рукоположение с даром Духа Святого (2Тим. 1, 6).

Сектанты говорят: Тимофей и Тит не были епископами в Ефесе и на Крите, так как одного из них лишь «оставил, а другого просил пребыть, а затем ожидал их к себе» (2Тим. 4. 9; Тит. 3, 12).

Православный ответ: Были-ли Тимофей и Тит постоянными или временными епископами в Ефесе и на Крите – не важно, но что они имели благодать священства (1Тим. 4, 14; 2Тим. 1, 6) и что они поставляли пресвитеров там, это – ясно (1Тим. 5, 22; Тит. 1, 5).

Сектанты говорят: Православные завели незаконно множество степеней: патриархов, митрополитов, архиепископов, епископов, архимандритов, протоиереев, протодиаконов, диаконов, иподиаконов.

Православный ответ: Православные, не нарушили трех степеней Иерархии, потому что патриарх, митрополит, архиепископ – имеют епископский чин. а только отличаются первенством чести, как при апостолах были «знаменитейшие» (Галат. 2, 2) «почитаемые столпами» (Галат. 2, 9), так и у нас ныне есть протопресвитеры, пользующее первенством чести, но все – архимандриты, протопресвитеры, протоиереи и иереи имеют один пресвитерский чин.


Мученик Николай Варжанский
Оружие правды



Copyright © 2010 Православие.инфо - Православная Церковь