ПРАВОСЛАВИЕ.ИНФО

ПРАВОСЛАВИЕ.ИНФО

миссионерский журнал о православной вере


27-12-2019, 00:33

О неканоничности и незаконности служения Божественной Литургии православным духовенством в базилике свт. Николая в Бари




В последние 5-6 лет в обычай вошла практика совершать в дни памяти святителя Николая, архиепископа Мирликийских, в г. Бари не только в крипте над мощами святителя Николая, но и в верхней базилике на римо-католическом престоле Божественную литургию.

Поскольку такие «богослужения» вызывают массовый соблазн православной паствы, и создают неверное мнение и впечатление о дозволенности подобных церемоний, то мы сочли своим долгом дать канонический комментарий на данные поступки.

В этой связи ценным является замечание митрополита Навпактского Иерофея «Священные каноны Православной Церкви являются наиважнейшими ориентирами для спасительной жизни во Христе Иисусе Господе нашем.[1] Когда некоторые христианские богословы стали испытывать влияние философии и стали подвергаться влиянию секуляризации, Церковь через Поместные и Вселенские Соборы установила догмы и каноны, чтобы уберечь членов Церкви от ереси и расколов. Решения Вселенских Соборов были приняты по вдохновению от Святого Духа.

Подобно тому, как Церковь в первый период жила без Священного Писания, которое сформировалось с течением времени, а также и без священных канонов, которые были сформулированы позднее для сохранения единства Церкви. Это означает, что мы не можем обойти священные Каноны, но мы также не можем ставить их выше Церкви. Именно Церковь, как тайна Христа, пишет Священное Писание через святых Апостолов и Отцов и устанавливает священные каноны. И Церковь через Отцов решает все возникающие проблемы.

Следовательно, Церковь как тайна Христа шире Священного Писания и раскрывается в Священном Писании; она шире священных канонов и раскрывается в канонах; и она шире Таинств и раскрывается в Таинствах. «Этот опыт Церкви идет дальше, чем Писание или традиция, и отражается только в них» (о. Георгий Флоровский)».[2]

Относительно еретических храмов в священных канонах имеется достаточно много указаний и рекомендаций.

Священные каноны категорически воспрещают всякого рода молитвенное общение с еретиками, каковыми являются и протестанты и римо-католики. «…Латиняне это очень древние еретики, и, прежде всего, они некрещеные. Они стали мирянами, поскольку оторвались от Православной Церкви, по этой причине они более не имеют благодати Святого Духа, которой православные священники совершают таинства…Если же кто из Латинян или латиномудрствующих восхотел представить троекратное призывание Святого Духа, то не должен этого делать, поскольку они забыли, утратили…, вернее как то (для них) это поздно, несвоевременно, и бездейственны эти божественные имена, произносимые устами еретиков…Итак латинское крещение как крещение еретиков (не существует),ибо (латиняне) не  могут его совершать  по причине отсутствия совершительной благодати…».[3]

В 45 апостольском правиле мы читаем: «Епископ или пресвитер, или дьякон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще ли позволит им действовать что-либо, яко служителям церкви: да будет извержен».

Апостольское правило воспрещает даже домашнюю молитву со всяким, кто не находится в общении с Православной Церковью, то есть с еретиками и раскольниками. Такая, казалось бы, строгая мера имеет вполне понятное объяснение: «правила стремятся не только к охранению православных от заразы еретическим духом, но и к охранению их от индифферентизма в вере и к Православной Церкви, который легко может возникнут при близком общении с еретиками в делах веры».[4]

По учению Церкви Православной ересь это непростительная погрешность против учения Церкви, поскольку, всегда такая погрешность приводит и к искажению богооткровенного учения о Боге, о Церкви, о Таинствах, а, значит, неизбежно приводит к потере божественной благодати и связи с Богом. Именно это отношение Церкви к ереси выражено в лаконичной фразе свмч. Иринея Лионского «вне Церкви нет спасения»(Extra Ecclesia nulla salus est). Именно по этой причине богомудрые и богопросвещенные Отцы Церкви, касаясь вопроса о том, чем является Римо-Католическая Церковь, отвечали вполне однозначно – ересь. И источником, или причиной  для такого отношения к римо-католицизму является усвоение еретического учение «об исхождении Святого Духа от Отца .и Сына» (Filioque)[5].

Итак, чем же для православных христиан, и прежде всего для православного епископа, является храм римо-католиков, то есть еретиков? Он не является храмом, а «простым домом»

Свт. Никифор Исповедник на в своем 46 правиле определяет еретические храмы как «простой дом».  И в такое сооружение можно входить «по нужде…и только, когда на средину поставлен будет крест, тут можно и петь..» И далее свт. Никифор делает важное замечание – «Однако, в алтарь нельзя входить, ни кадить, ни молиться, ни возжигать лампад или свеч».

Однако же тот же свт. Никифор Исповедник в своих Ответах на вопросы, которые следуют сразу же после написанных им правил, дает более подробные разъяснения.

На Вопрос 3 о позволительности входить в храмы, где служат священники «вступившие в общение с ересью», он говорит следующее:

А) «отнюдь не должно входить в такие церкви» для совершения молитв и псалмопения. Этот запрет Патриарх Константинопольский аргументирует следующим образом: «Подлинно, как скоро ведена ересь, то отлетел ангел хранитель тех мест… и такой храм стал обыкновенным домом».

Б) «можно входить в такие церкви для пения и молитвы, если они не будут более оскверняться еретиками, но будут занимаемы православными навсегда». (ответ на Вопрос 4)

В) единственным дозволением для входа в такие храмы является условие, что эти места являются «усыпальницами, где почивают святые мощи». Или как пишет свт. Никифор: «разве по небходимости, только для поклонения останкам святого, можно войти». (Ответ на Вопрос 5).

Следует обратить внимание на то, что в своих Ответах свт. Никифор категорически воспрещает совершать Божественную литургию в еретических храмах. Божественная литургия может совершаться только в том случае, если:

А) еретики оставили храм навсегда,

Б) после  прочтения молитвы  «открытия церкви»  «несовратившимся», то есть православным епископом или священником (Ответ на Вопрос 4),

В) кроме того, Божественная литургия, а именно литургия верных, должна совершаться без всякого присутствия еретиков. См. правило  9 Тимофея, епископа Александрийского.

О неканоничности и незаконности служения Божественной Литургии православным духовенством в базилике свт. Николая в Бари

Немного остановимся на этом 9 правиле свт. Тимофея. Мы его, прежде всего, для большей наглядности, полностью процитируем:

«В божественной литургии  диакон перед временем целования возглашает: не приемлемые ко общению изыдите. Посему таковые не должны присутствовать, аще не обещают покаятися и ставить ересь».

Если 45 и 64 Апостольским правилами запрещается всякое молитвенное общение православных с еретиками, то этим правилом воспрещается священнику молиться в присутствии еретиков. Для боле точного понимания того, о какой именно молитве идет речь, мы обратимся к толкованию авторитетнейшего византийского канониста Вальсамона (XII в.):

«…когда дары имеют быть перенесены на священную трапезу, непосвященным говорится: «не приемлемые ко общению изыдите», то есть оглашенные изыдите. Итак, если не позволяется присутствовать при совершении божественной жертвы оглашенным, то каким образом будет позволено еретикам, если они не обещаются покаяться и оставить ересь? Но тогда, я думаю, им должно быть полезно находиться не внутри храма, но вне, вместе с оглашенными, а в том случае, если не обещают оставить ересь, не должны стоять и с оглашенными, но должны быть изгнаны». [6]

Следовательно, необходимым условием для совершения Божественной литургии является то, чтобы еретики не находились в храме после завершения литургии оглашенных. При этом нераскаянные еретики должны не пускаться в храм вообще при совершении Божественной литургии, а обещающие раскаяться и оставить ересь могут присутствовать за литургией вместе с оглашенными только в притворе храма. Этой же точки зрения придерживается и Славянская Кормчая, и авторитетнейший толкователь священных правил прп. Никодим в своем известном Пидалионе.[7]

Следует также понять, что святые отцы Церкви и святые Апостолы, вынося столь, казалось бы, строгие решения в отношении еретиков, определяя границы общения с ними, руководствовались не духом ненависти и призрения к инославным,» а духом подлинной любви во Христе, желая спасения тем, кто по разным причинам встал на путь погибели. «Такое отношение, - подчеркивает наш выдающийся дореволюционный канонист архим. Иоанн, - впрочем, не противоречит духу христианской любви и терпимости, отличающей Православную Церковь, так как большая разница – терпеть у себя заблудших в вере, ожидая их добровольного обращения, или даже и настаивая на нем, жить с ними во внешнем гражданском общении, или вступать с ними без разбора в религиозное соприкосновение».[8] Именно к религиозному общению «без разбора и должного рассуждения» принуждают верных христиан сторонники Экуменизма, которым присуще чисто формальная внешнее образованность при крайней степени поверхностности. Полагаем, что дореволюционное духовенство, не служа в римо-католических храмах никаких богослужений поступало так не из-за необразованности, а именно по причине прекрасного знания священных канонов Православной Церкви.

О неканоничности и незаконности служения Божественной Литургии православным духовенством в базилике свт. Николая в Бари

Исходя из сделанного канонического обзора по необходимости следует сделать вывод, что совершение Божественной литургии, кем бы то ни было, епископом, или священником, и в крипте базилики свт. Николая, не говоря уже о главном храме базилики, которые принадлежать Доминиканскому римо-католическому ордену – действия недопустимые. Служение в крипте над мощами свт. Николая еще как-то можно оправдать, но лишь грубо и насильственно включая такое решение в рамки церковной икономии. Что же касается служения Божественной литургии в главном храме базилики свт. Николая, то такое священнодействие категорически воспрещено священными канонами и не может быть оправдано ничем.

Более того, такое священнодействие с точки зрения церковной каноники ставит под сомнение действительной совершаемой литургии. Божественная Евхаристия в церковном православном сознании имеет свои необходимые условия для ее совершения. И данном случае, когда Божественная литургия совершается в алтаре католического еретического храма путь даже и на православном антиминсе, и епископом, то такое действие не иначе можно рассматривать как театрализованное действие. Но должен же епископ и священнослужитель обладать хоть каким-то чувством страха Божия и элементарным благоразумием. Естественно, что пропитанность духом ложной любви к «братьям еретикам», искусственно навязываемая приверженцами богоборческого Экуменизма, часто начинает преобладать над церковным благочестием и навязывать свои правила «далеко не богоугодного благочестия», которое именуется на языке Священного Писания «нечестием».

Мы все же надеемся, что после знакомства с данной статьей, которая пишется в состоянии глубокой духовной тревоги и священного негодования, священноначалие Русской Православной Церкви Московского Патриархата понудит себя к размышлениям, к большей трезвенности, в духе православного сознания и благочестия, дорожа спасением души каждого человека, отнесется с должным пастырским беспокойством к фактам недозволенного служения святейшего Таинства Церкви там, где это категорически недозволенно Церковью.  Божественная литургия, священная Евхаристия издревле было сердцевиной жизни Церкви, самым таинственным и сокровенным в ее жизни. Она никогда не мыслилась как публичная церемония. Именно поэтому на нее никто из неверных и находящихся под епитимией не допускались. Любому епископу важно знать, что он не выше священных канонов, и что его служение предполагает руководство священными канонами. В противном случае имеет место епископский произвол, который разрушает естественный ритм церковной жизни, разрушает дух церковного единства.


От Редакции интернет-портала «Православный Апологет» 2019г.


[1] См. Акривия и икономия в Православной Церкви. Apologet.spb.ru; Митрополит Навпактский Иерофей. Таинство Церкви. Ακρίβεια και Οικονομία εις την Ορθόδοξον Εκκλησίαν. // https://apologet.spb.ru/ruB5/91-voprosy-kanonicheskogo-prava/3465-akriviya-i-ikonomiya-v-pravoslavnoj-tserkvi.html

[2] Таинство Церкви. Τό μυστήριο τῆς Ἐκκλησίας // https://apologet.spb.ru/ru/3662-mitropolit-navpakta-i-svyatogo-vlasiya-tainstvo-tserkvi.html

[3] Из книги Οὐρανοῦ κρίσις. Ἁγίου Ἄθανασίου τοῦ Παρίοὐ καί Εὐγενίου Βουλγάρεως. Πάθημα Παπιστῶν στήν Κέρκυρα. Ἀρχιμ. Νεκραρίου Ζιόμπουλα. Αθήνα 2007, σ. 96-97

[4] См. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Репринт. СТСЛ.1996, т. 115

[5] См. свт. Григорий Палама. «И разве это не прямо то мнение латинян, за которое они были изгнаны из пределов нашей Церкви (δι᾽ὃ τῶν τῆς καθ᾽ἡμᾶς ἐκκλησίας ἀπεληλανται περιβόλων), - что не благодать, а Сам Дух Святой и посылается (πέμπται) от Сына и изливается через (διά τοῦ υἱοῦ προχεῖται) Сына?»  Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ. Συγγράμματα. Θεσσαλονίκη 1988, τόμος В.  Ὑπὲρ τῶν ἱερῶν ἡσυχαζόντων 3, 1 9-10 ; Слово аподектическо Первое Об исхождении Святого Духа. См. Святитель Григорий Палама  о римо-католицизме  о латинянах)  Ὁ Ἅγιος Γρηγόριος ὁ Παλαμᾶς περί τῶν λατινῶν. // https://apologet.spb.ru/ru/394.html

[6] Правила святых Апостол, святых Соборов, Вселенских и Поместных и святых Отец с толкованиями. М. 1876., 524

[7] «Итак, если во время Божественной литургии не разрешается оставаться в храме оглашенным, то что говорить о еретиках? Единственное исключение – ели они обещают покаяться и оставить свою ересь ()но и тогда они должны стоять не в храме, а снаружи вместе с оглашенными) А если они этого не обещают, то им не позволяется стоять и с оглашенными, но нужно их изгонять (по мнению Вальсамона)». См.Пидалион. Александро-Невский  Ново-Тихвинский женский монастырь Екатеринбург. 2019, с. 239

[8] См. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Репринт. СТСЛ.1996, т. 115







Copyright © 2010 Православие.инфо - Православная Церковь