ПРАВОСЛАВИЕ.ИНФО

ПРАВОСЛАВИЕ.ИНФО

миссионерский журнал о православной вере


8-07-2013, 10:37

Как часто можно причащаться?


'КакНа сегодняшний день в Православии нет общепринятого мнения относительно частоты причащения. Не говоря уже о том, что практика одной Поместной Православной Церкви в этом плане может существенно отличаться от практики другой Церкви, даже внутри одной Поместной Церкви могут быть различия в практике разных регионов или епархий. Порой, на одном приходе два священника по-разному могут учить о том, как часто следует приступать к таинству Евхаристии.

Если в раннехристианские времена Евхари́стия (греч. ευχαριστία — благодарение), воспринималась как событие, в котором участвует вся христианская община, то со временем это изменилось. Литурги́я (греч. λειτουργία — "служение", "общее дело")  и поныне сохраняет характер общественного богослужения, причастие же превратилось в частное дело каждого православного христианина. Присутствие на Евхаристии уже не предполагает непременного причащения.

По-видимому, такое единомыслие, когда все верующие собирались на Евхаристию и причащались каждый воскресный день, и имело место только в ту, раннехристианскую эпоху. Уже с IV века появляется разнобой: на протяжении многих минувших веков и в монастырях, и в миру сосуществовала различная практика в отношении частоты причащения. И наше время - не исключение.

Чем же руководствоваться нам, православным 21-го века? В первую очередь - учением святых Отцов, во вторую - благословением духовника.

Вот что мы должны непременно помнить:
- Достойное причащение Святых Тайн делает человека причастным Богу, то есть обоживает его. Открывает ему путь в Царство Небесное, становится залогом вечной жизни.
- Недостойное причащение, без должной подготовки, без благоговения, без осознания величия таинства Евхаристии, происходит "в суд и осуждение".

Как следует из учения восточных Отцов Церкви о Евхаристии: причащаться можно ежедневно или еженедельно, несколько раз в неделю или несколько раз в месяц. Но причастие не должно быть редким событием в жизни верующего, должно составлять основной стержень его духовной жизни.

"Что лучше: редко или часто приобщаться Святых Христовых Тайн? — сказать трудно. Закхей с радостью принял в свой дом дорогого Гостя - Господа, и хорошо поступил. А сотник, по смирению, сознавая свое недостоинство, не решился принять, и тоже хорошо поступил. Поступки их, хотя и противоположные, но по побуждению одинаковые. И явились они пред Господом равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовлять себя к великому Таинству" (Преподобный Никон (Оптинский), егоже и память ныне совершается).
Copyright © 2010 Православие.инфо - Православная Церковь