ПРАВОСЛАВИЕ.ИНФО

ПРАВОСЛАВИЕ.ИНФО

миссионерский журнал о православной вере


6-11-2008, 00:49

Об отношении к богатству


Об отношении к богатствуI. Святой преподобный Арефа, память коего совершается ныне, подвизался в киево-печерской обители. Сначала он одержим был грехом скупости. Имея у себя большия деньги, он не только не подавал милостыни, но даже и самому себе отказывал в крайних нуждах. Однажды воры украли деньги у Арефы, и он чуть не лишил себя жизни. Но Сам Господь, во время болезни, вразумил его видением. Святой Арефа так разсказывал об этом видении: «когда я лежал больной, вот приходят ко мне в келлию ангелы и за ними бесы. Бесы говорят, что я не прославил, а похулил Бога за пропажу денег, и потому должен принадлежать им. Тогда ангелы обратились ко мне и сказали: «если бы ты благодарил Бога за похищенное у тебя имение, то это вменилось бы тебе в милостыню, как некогда Иову, потому-то терпеливое перенесение потери равносильно добровольной раздаче милостыни». Когда ангелы сказали мне так, то я раскаялся, сказав: «Господи, помилуй! Твое было то, чего я лишился, и я не жалею о нем». После того Арефа совершенно изменился, так что все удивлялись его перемене, и сделался затворником. В затворе и скончался около 1220 г. Нетленныя мощи его почивают в киево-печерской пещере.

II. В день преподобного Арефы печерскаго, некогда страдавшаго скупостью, т. е. неправильным отношением к богатству, от чего он скоро уврачевался при помощи благодати Божией, уместно будет побеседовать о неправильных отношениях к богатству многих христиан нашего времени.

Всех богатых в мире можно подразделить на три разряда.

а) Одни из богатых до того пристращаются к богатству, что у них в сердце не остается места для любви к Богу и ближнему. Таковые не в Боге полагают крепость свою, а надеются на множество богатства своего (Пс.51:9). Богатолюбец для скопления богатства не останавливается ни пред какими средствами: прибегает к обману, хищению, грабительству, мздоимству, ростовщичеству, святотатству, прижимкам, подлогам и смертоубийству. Для страстно привязаннаго к богатству оно становится идолом, коему он приносит в жертву и девственную чистоту тела, и спокойствие сердца, и вечное спасение души, и благоденствие семейства, и благополучие ближняго, и верность и преданность Богу. Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры, и сами себя подвергли многим скорбям (1Тим.6:10), учит апостол. Апостол Павел говорит: знайте, что никакой блудник или нечистый, или любостяжатель, который есть идолопоклонник, не имеет наследия в царстве Христа и Бога (Еф.5:5).

б) А другие из богачей, хотя не проявляют чрезмерной привязанности к богатству, но всетаки находят удовольствие в обладании большим богатством; хотя боятся Бога, хранят Его закон, не касаются чужого, а еще уделяют другим несколько своего, но разстаться вовсе с своим имением не желают. Таков был упоминаемый в евангелии богатый юноша: он не послушался совета Спасителя продать имение свое и раздать его нищим, хотя желал достигнуть высшаго нравственнаго совершенства и получить сокровище на небесах. Нужно, впрочем, заметить, что в словах I. Христа о продаже и раздаче имения заключается не заповедь обязательная для всех, а совет ищущим духовнаго совершенства. Св. авва Дорофей говорит: вот Господь не сказал: продаждь имение твое в виде повеления, но в виде совета, потому что выражение: «аще хощеши», означает не приказание, а совет.

О богачах такого рода сказано Господом I. Христом, что для них трудно, но не невозможно войти в царство Божие. Трудность эта состоит во том, что при погоне за наживой трудно им соблюсти себя от неправды, как трудно ходящему среди терния не наколоть руки или ноги. Желающие обогащаться впадают в искушение и во многия безразсудныя и вредныя похоти, которыя погружают людей в бедствия и пагубу (1Тим.6:9), учит апостол Павел. Трудно им, при желании скопить больше богатства, уберечь себя от пристрастия к богатству, которое легко может погасить в сердцах их любовь к Богу. Спаситель, объясняя притчу Свою о семени, падшем посреди терния, говорит: а семя, упадшее в терние, это те, которые слушают слово Божие, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода (Лк.8:14). По сей-то причине премудрый Соломон и просил Бога не давать ему великаго богатства, говоря: не давай мне богатства, дабы пресытившись я не отрекся Тебя (Притч.30:8, 9).

в) Наконец, есть такие богачи, которым не только возможно, но и весьма удобно спастись. Это те из богатых, которые не имеют никакого пристрастия к богатству. Дает им богатство Бог, они благодарят за него Благодателя, употребляя при сем и с своей стороны благоразумие и труд с молитвою; отнимает его, не ропщут и предаются в волю Божию, зная, что Господь не оставит их (Евр.13:3); имея пропитание и одежду, бывают довольны тем (1Тим.6:8). Лишась богатства, они обыкновонно так говорят: Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и случилось; да будет имя Господне благословенно (Иов.1:26). Полученное богатство тщатся употреблять не в свое только удовольствие, не на удовлетворение всевозможных своих прихотей, не на поддержание одной своей спеси, а во славу Божию и благо ближних, на устройство и украшение храмов Господних и обителей иноческих, на созидание богаделен, больниц и приютов для увечных, больных и безприютных, на открытие столовых для безпомощных вдов, сирот и голодающих, на снабжение школ учебными принадлежностями для просвещения темнаго люда, на выкуп посаженных в тюрьму за долги и недоимки и тому подобныя благотворения При таком благоразумном употреблении дарованнаго им богатства не ждет ли богатых привет от Господа одинаковый с верным и благим рабом: в малом вы были верны, над многим вас поставлю, войдите в радость Господа своего. Редки такие избранники, но все-таки находятся. К числу таких избранников принадлежат ветхозаветные праотец Авраам, патриарх Иаков, многострадальный Иов и царь Давид. Праотец «Авраам» слыл богатейшим в своем роде, но сподобился еще при жизни принять к себе в шатер Самого Господа с двуми ангелами и удостоился наименования другом Божиим. Патриарх «Иаков», не смотря на то, что владел множеством скота и имел не мало рабов и рабынь, был у Бога возлюбленным. «Иов» оказался в очах Божиих праведнейшим паче других людей, хотя в дому его находилось чрезвычайное изобилие всего. Царю «Давиду» не помешало войти на небо его царское величие и обладание всеми сокровищами земли израильской.

III. Итак, братья христиане, ежели кто находит в богатстве препятствие для себя к упражнению в добрых делах, к нравственному самоусовершенствованию, тот пусть постарается поступать по совету Спасителя, данному богатому юноше; для человека, находящаго в богатстве препятствие к нравственному усовершенствованию, лучше здесь терпеть все невзгоды бедности, лишь бы только по смерти наследовать царство небесное, лучше отказаться от временных наслаждений и возможных удовольствий, нежели в вечности быть вверженным в геенну огненную. 

А если кто не чувствует в себе привязанности к богатству, равнодушно относится к обладанию им, тот пусть пользуется и богатством для удобств жизни; только от избытков своих уделяет бедствующим и нуждающимся ближним, жертвует на устройство храмов Господних, богаделен, больниц, школ и других богоугодных заведений; смотрит на имущество, не как на собственность свою, а как на добро Божие; считает себя не хозяином богатства, ему от Бога даннаго, а только приставником и распорядителем богатства. Для правильно смотрящаго на богатство и благоразумно пользующагося им не только не невозможно, а и удобно войти в царствие Божие.

Кто же пристрастился к богатству до безумия, работает ему как идолу, возлагает на него всю свою надежду, для приобретения его не пренебрегает никакими средствами законными и незаконными, честными и безчестными, тот узрит на себе исполнение слов Христовых: скорее верблюд пройдет сквозь игольныя уши, нежели богатый войдет в царствие Божие. Аминь.

Протоиерей Григорий Дьяченко

Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

МЕСЯЦ ОКТЯБРЬ

ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ. Поучение 1-ое

ПРЕПОДОБНЫЙ АРЕФА ПЕЧЕРСКИЙ

Copyright © 2010 Православие.инфо - Православная Церковь