ПРАВОСЛАВИЕ.ИНФО

ПРАВОСЛАВИЕ.ИНФО

миссионерский журнал о православной вере


26-02-2002, 09:52

СВЯТИТЕЛЬ АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ. СЛОВО НА СВЯТУЮ ПАСХУ


Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь (Пс. 117, 24). Братья! Весьма справедливо к настоящему дню применимы эти псаломские слова, которыми святой пророк призывает нас к радости и веселию. Сам Дух Святой подвизает всех тварей к совокупному торжествованию нынешнего дня: ибо в этот день Воскресением Иисуса Христа заключается ад, отверзается Небо, побежденный ад возвращает своих мертвецов, разбойник вводится в рай, телеса святых входят во святой град, мертвые воспаряют к живым. В этот день ад отпускает своих узников в Горние селения, земля препровождает погребенных своих на Небеса, Небо представляет ко Господу тех, которых восприяло.

Воскресение Господа нашего для умерших есть жизнь, для грешников - отпущение, для святых - слава. Поэтому-то святой Давид подвизает всякое создание и всю тварь к радостнейшему торжествованию настоящего дня, говоря: "Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!" Сей День все проникает и освещает, небо и землю и преисподнюю объемлет: ибо Свет Христов не заграждается стенами, не разделяется стихиями, не помрачается тьмою. Свет Христов есть день без вечера, день бесконечный: он всюду блещет, везде освещает, ничто от него не укрывается. И что еще сказать? День тот есть Сам Христос, как говорится у Апостола: нощь убо прейде, а День приближися (Рим. 13, 12): ночь прошла, говорится (а не последует), чтобы мы разумели, что с приближением Света Христова и диавольская тьма прогнана, и неведение грехов прешло, и что настоящим светосиянием прежние умозаблуждения истреблены, и обольстительное нечестие прекращено. Что этот День (разумеется - Христос) освещает Небо, землю и преисподнюю, об этом свидетельствует Священное Писание: "Бе Свет истинный, И же просвещает всякого человека, грядущаго в мир" (Ин. 1, 9). Что этим Днем освещается самый тартар, О том мы читаем у пророка: "Живущий во стране и сени смертней, Свет возсияет на вы" (Ис. 9, 2).. А что этот День сияет на Небеси, о том читай у пророка Давида: "Положу в век. века семя Его, и Престол Его яко Дние. Неба" (Пс. 88,30). Кто же есть День Неба, как не Христос Господь? (Пс. 18, 3).

Он есть День Сын, Которому День Отец открывает таинство Божества Своего; Он есть День, о Котором пишется (у Соломона): Аз сотворих, да возсияет на Небеси Свет непрестанный... И так как за Днем Неба никогда не последует ночь, то и по явлении правды Христовой тьма грехов исчезает. Так как День всегда сияет и не может быть объят никакою тьмою, то и Свет Христов сияет и не покрывается никакою темнотою грехов. Потому евангелист Иоанн и говорит: "Свет во тьме светится, и тьма Его не объят" (Ин. 1, 5). Итак, в Воскресении Господа нашего все стихии соторжествуют.

В этот день и само солнце (думаю я) бывает яснее обыкновенного: подобает, чтобы и солнце при Воскресении Его возрадовалось, поскольку оно при страдании Его покрыто было мраком сетования. Поэтому, братья, все да возрадуемся в этот Святой День! Пусть никто не" исключает себя из общей радости, будучи обличаем совестью грехов своих; пусть никто не избегает торжественнейших молитвословий, будучи отягчаем множеством беззаконий своих. В настоящий день грешник должен быть благонадежен в прощении грехов: поскольку он имеет великое поручительство в Том, чрез Кого разбойник удостоился рая. И как христианину не надеяться на прощение грехов? Если при распятии Христос Спаситель помиловал того разбойника, то как Он не помилует христианина по Воскресении? И если смиренный Страдалец оказал столько милости кающемуся, то какую милость окажет Воскресший во славе - просящему! Аминь.

("Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Слова, беседы и поучения святых отцов и учителей Церкви". Ч. 1, Киев, 1904, с. 36-39. Дано в сокращении

Copyright © 2010 Православие.инфо - Православная Церковь