ПРАВОСЛАВИЕ.ИНФО

ПРАВОСЛАВИЕ.ИНФО

миссионерский журнал о православной вере


6-01-2008, 05:21

Отчего в наших душах слабо действует слово Божие?


Отчего в наших душах слабо действует слово БожиеI. Святая Евгения, память коей совершается ныне, была дочь египетскаго правителя Филиппа, который хотя и был язычник, но кротко обходился с христианами. В свободное время Филипп любил заниматься обучением своей дочери всему тому, что сам знал, а он знал много. Под руководством отца Евгения научилась в совершенстве владеть языками греческим и латинским – многое перечитала, многое узнала. Она имела прекрасныя способности, особенно хорошую память. Стоило ей только раз прочитать или услышать какую-нибудь новую истину – и она уже никогда не забывала ее.

Однажды Евгения случайно нашла послания апостола Павла, прочитала их со вниманием и решилась обратиться к вере Христовой. Случилось ей быть за городом.

Проезжая мимо монастыря, она услышала пение христиан: «вси бози язык» – «бесове: Господь же небеса сотворил», и тотчас припомнила прочитанное у ап. Павла. В тот же день она крестилась и поступила в монастырь. Чрез несколько времени Евгения обратила ко Христу своих родителей и братьев.

Переселившись с своими родителями в Рим, она старалась распространять христианство среди знакомых ей женщин и девиц, за что и была усечена мечем.

II. Вы слышали, братие, что чтение слова Божия, именно чтение посланий святого апостола Павла произвело столь сильное впечатление на душу святой преподобномученицы Евгении, что она в скором времени порвала все связи с языческой верой и приняла христианство.

Отчего же так сильно воздействовало семя слова Божия на душу свяой Евгении?

Оттого, что оно не нашло в ней никаких препятствий к своему возрастанию и плодоношению.

В евангелии Господь Иисус Христос сравнивает слово Божие с семенем и говорит о сеянии его в душах и сердцах человеческих. Спрашивается: почему слово Божие, или учение веры и евангельский закон, уподобляется семени? Потому что как семя, хотя по природе своей плодоносно, но если упадет не на добрую землю, то никакого плода принести не может: так и слово Божие, хотя само по себе полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, однако, если найдутся некоторыя препятствия в душе слушателя, никогда не может произзести в ней обыкновеннаго своего действия.

Каковы же эти препятствия, и как бы нам удалить их из своих душ, чтобы они не сделались причиною нашей погибели?

а) Первое препятствие, которое не позволяет слову Божию возрастать и созревать в сердце человеческом, есть леность и небрежение слушателей. И. Христос означает это словами: «иное семя упало при дороге». Под дорогой разумеется здесь сердце лениваго и празднолюбиваго человека (как поясняет свят. Златоуст). Как семя, брошенное на дорогу, попирается (топчется) ногами проходящих: так и ленивый слушатель не обращает внимания на слово Божие. Он с большим удовольствием слушает, когда ему разсказывают пустыя небылицы, чем когда наставляют его христианской жизни. Вот пример тому: один греческий учитель не мог добиться, чтобы народ его выслушал, когда он говорил о самых важных государственных делах. Тогда он стал разсказывать народу следующую небылицу: «какой-то юноша в летнее время нанял у некотораго человека осла, чтобы проехать от одного города до другого; когда в полдень стало палить соднце, то оба они хотели укрыться от жара под тенью осла; но один другого оспаривал и отталкивал от тени; юноша говорил, что он нанял осла, а потому и тень осла должна быть в его пользу; а хозяин осла говорил, что он отдал в наем осла без тени». Сказав это, учитель сошел со своего места, чтобы уйти, но народ удерживал его, требуя, чтобы он кончил и сказал, какое было решение спора. Тогда учитель засмеялся и сказал: «какие вы люди! о тени осла вы желаете слушать, а о спасении отечества не желаете». Так и некоторые христиане: когда они смотрят, слушают или читают что нибудь пустое, то нимало не скучают, хотя бы то продолжалось целый день. А если в церкви проповедь продолжается на четверть часа и даже меньше, то как им бывает тогда скучно! Тут ли ожидать плода небесному Сеятелю от Своего божественнаго семени, которое Он разсевает от начала мира до сего времени, то чрез особое действие благодати внутри человека, то чрез Своих слушателей?

б) Другое препятствие, не допускающее слову Божию укорениться в сердцах человеческих и приносить плод, есть ожесточение этих сердец. Людей с ожесточенным сердцем Иисус Христос уподобляет камням, когда говорит: «иное (семя) упало на камень и»,«взошедши, засохло, потому что не имело влаги». Каким способом человек становится похожим на камень? Чрез долговременное пребывание во грехе. Премудрый говорит: «егда приидет нечестивый в глубину зол, нерадит», т. е. когда человек привыкает к какому-нибудь беззаконному делу, то он не слышит ни угрызения совести, ни обличения проповедников.

в) Третьим препятствием к тому бывают житейския попечения и наслаждения. Все это Спаситель наш заключил под именем терния, сказав: «а иное семя упало между тернием, и выросло терние и заглушило его». Нередко бывает, что люди с умилением, а иногда со слезами принимают в себя слово Божие и, кажется, хотят исправиться от грехов и обратиться на путь истинный. Но потом, не желая лишить себя какого-нибудь временнаго блага или еще более желая умножить его, по душевной слабости остаются такими же, какими были и прежде. Посему-то И. Христос говорил: «не можете Богу работати и мамоне» (Мф.6:24). В особенности плотския страсти и сребролюбие не позволяют слову Божию созреть в человеческом сердце. Плотоугодник и сребролюбец не слушают увещания Христова. Посему-то апостол говорит: «мудрование плотское вражда на Бога есть, закону бо Божию не покоряется, ниже бо может». Здесь под мудрованием плотским разумеются плотские пороки, как-то: объядение, пьянство, блуд. Живущие в этих пороках, как «сущии во плоти, Богу угодити не могут». Пьяница и развратник подобны свиниям, которыя не любят душистых цветов, а вместо того любят смрад, и они также не любят сладости словес Божиих, благоухания молитвы, чуждаются храма, а вместо того идут на дела греховныя, на нечистыя наслаждения, предаются разгулу и безпутству и питают свою душу не словом Божиим, а, по евангельской притче о блудном сыне, рожками, которые едят свиньи (Лк.15:16). И о сребролюбии или скупости Иисус Христос свидетельствует, что оно составляет великое препятствие ко входу в царствие Божие, ибо говорит: «неудобь богатый внидет во царствие Божие». Упоминаемый в евангелии юноша, который вопрошал Иисус Христа: что ему нужно сделать, чтобы наследовать жизнь вечную? – был, по-видимому, готов исполнить все повеления Господни, но когда Господь потребовал от него, чтобы он исправился от сребролюбия, роздал имения свои нищим, то юноша, «слышав слово отъиде скорбя» (Мф.19:16–24). Так сердце человека сребролюбиваго отвращается от слова Божия и хотя со скорбию, но все же удаляется от него, чтобы не разстаться со своею страстью.

III. Вот главнейшия препятствия к приятию и сохранению внутри души спасительнаго семени – слова Божия, которыя да поможет нам Бог молитвами св. преподобно-мученицы Евгении преодолеть, дабы не лишиться благ жизни вечныя. Аминь.

 

Протоиерей Григорий Дьяченко

Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

МЕСЯЦ ДЕКАБРЬ

ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ. Поучение 1-ое

СВЯТАЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ЕВГЕНИЯ

Copyright © 2010 Православие.инфо - Православная Церковь